понедельник, 28 марта 2011 г.

Парадный портрет

Это изображение метеоритной бомбардировки городка Энзисхейма (Ensisheim) в 1492 году. Как видите, и клубящийся дымный след, и огненные стрелы в землю бьют, - настоящее «ангельское войско». Ну, а торчащий из тучи камень это, видимо, тот самый метеорит, что хранится в главной церкви города.



А вот, к чему это приводило: гибли и люди, и скот.


Интересны эти валяющиеся повсюду упавшие на жителей Энзисхейма камни. Это ведь не вулканические бомбы, это некрупные болиды. Думаю, теперь понятно, откуда на улицах разрушенного Иерусалима (на панораме) столько валяющихся камней, и откуда эти круглые дыры вкупе с проваленными крышами. Не удивительно, что священная гора Мориа оказалась распаханной (якобы с целью надругательства), и ясно, что ее «распахали» не сгоревшие в Храме защитники города и не римские солдаты, с рождения не знавшие ни воловьего, ни крестьянского ярма.


Причем, камни с неба не уникальны.

344 год. Через год после обета в третье консульство Гая Марция Руфа и второе - Тита Манлия Торквата Троянский храм был освящен. Тотчас вслед за освящением храма произошло чудо, подобное древнему чуду на Албанской горе: шел дождь из камней, и казалось, ночь наступает среди дня.
1421 год. Мая 19. Необычайная гроза сотрясла Новгород. Из черной тучи посыпались каменья и град больших размеров. Осенью началась эпидемия («коркота»), а зимой — голод.

И все-таки по большей части космические тела должны вести себя не как твердые тела, а именно как «Огонь с неба». Твердое тело, проходя сквозь атмосферу, обязано раскалиться до состояния плазмы и, подобно Тунгусскому метеориту, почти не оставив осколков, ударить в землю плотным комком настоящего огня. Вот и объяснение харратам – полям спекшегося камня в некогда плодородной Аравии. И именно здесь объяснение массе одухотворенных огненных персонажей средневековой мифологии.

МИФОЛОГИЯ

Вот очень важное изображение кометы в образе крылатой девы, держащей пучок веток (датируется 451 годом). Здесь нет случайных деталей. Так, 91 из 375 проанализированных Николаем Морозовым летописных комет появились или в Деве, или когда Солнце стояло в Деве. Не случайна и ветка в руке: хвосты наиболее крупных комет расходились на сто и более ответвлений и порядком напоминали горящий куст. Как не вспомнить пылающий куст, с которым говорил Моисей как раз перед чередой «египетских казней».




А вот еще средневековый персонаж. Явление существа в нимбе, клубах дыма и сиянии острых лучей (таких же, как у метеоритной атаки в городе Энзисхейм) и со вздернутой вверх правой (карающей) рукой весьма характерно. А две колонны под существом расщеплены и пылают.




А вот и греческий персонаж. Обратите внимание, там, где дама (возможно, Гера) на сияющей острыми лучами, запряженной змеями колеснице уже пролетела, остаются трупы. Правая рука опять приподнята, а нимб охватывает не только голову, но и всю фигуру. Новым элементом являются змеи, но и они, как мы увидим позже, не случайны.




И, наконец, Преображение Господне над Масличной горой под Иерусалимом – в тучах зловещего дыма, тщательно изображенное на книжных панорамах начала XVIII века. И снова ясные параллели с предыдущими изображениями: лучи, сияющий обод-нимб (кометная оболочка; их порой насчитывают до семи-восьми штук) и человекоподобная фигура внутри с поднятой правой рукой.



И несколько примеров из иконографии. Сначала – фигура Преображенного Иисуса на фоне перевернутой пятиконечной звезды, вписанной в круглый обод кометной оболочки. Обратите внимание, земля под ногами Преображенного Иисуса потрескалась и разошлась – в иконописи этот один из канонов.



Вот цитата к случаю:
1110-1111 годы. В Армении, где «среди ночи с неба хлынула масса пламени на озеро Ван, волны которого издали ужасный рев и бросились на берег. Вода и земля задрожали. Образовались трещины ужасающей глубины»

Есть Преображенный Иисус и на фоне шестиконечной звезды, но наиболее интересны изображения на фоне стреловидной треххвостой звезды. Сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы описано так: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».



И здесь тоже каждое слово важно: и огненные языки, и шум (рев) с неба (от него в 528 году рухнула Антиохия) и даже ветер, как правило, всегда сопровождающий крупные катастрофы. Ниже три примера.

361 год. Юлиан приказал построить храм иудейский… подул ветер с великою бурею, и разметал двести тысяч мер приготовленной извести
880 год. Султан Ахмед Ибн Тулун восстановил Александрийский маяк, построил леса, чтобы возвести купол, но внезапно налетевший ветер все разрушил до исходного состояния.
1365 год. Московский пожар: сильнейший ветер… целые бревна с огнем перекидывало через 10 дворов.

Подобных свидетельств с 361 по 1900 год у меня в базе – 244.
А вот индуистское божество - Vajra Kilaya Phurba: тот же круг за спиной, что у Иисуса, те же лучи сияния и то же светящееся явление о трех концах. Обратите внимание, что треххвостое явление так же попирает человека, как и на иконе чуть выше - только "крылья" перевернуты, что, возможно, связано с разными координатами наблюдателей в Индии и Европе.



На мой взгляд, и это тоже – явление кометы; в средние века их частенько рисовали именно так: треххвостыми и одухотворенными. Таковы, например, небесные тела на фреске «Распятие», датированной 1350 годом и находящейся над алтарем монастыря Visoki Descani в Косово. Это изображение порой трактуют, как НЛО, а, на мой взгляд, иконописцы подразумевали архангелов Гавриила и Михаила.



И на фрагменте иконы, адаптированной для стран Азии, две кометы с лицами. И это неслучайно. Многое указывает на то, что по-настоящему катастрофическими для стран христианского лагеря были именно два прохода кометы.



А ниже – еще шесть абсолютно уместных фрагментов византийских икон. Как видите, два хвостатых небесных тела в момент распятия было каноном – до наведения порядка в иконописи в 1720-1730-х годах.



И вот - дивная параллель. Преображенный Иисус и Экаджати.



А вот образец египетского религиозного искусства. Несмотря на разность культур, параллели ясные и недвусмысленные: светящийся круг, попирающие лучи, подготовленный к погребению (как и восставший позже из гроба Преображенный Иисус) фараон и даже два глаза, более всего напоминающие две одухотворенные кометы над распятием Иисуса.

Что ж, одухотворение и обожествление стихий – в природе человека. Вероятно, в этом причина трактуемых ныне, как массовые галлюцинации, «видений». Я приведу несколько примеров.

312 год. «Видение», явившееся на небе войскам Константина Великого перед началом сражения - крест с надписью: «Сим победиши».
354 год. Явилось на небе, в день святой Пятидесятницы, знамение животворящего креста, окруженное сильным сиянием света, которое подвигалось от Голгофы, на которой Христос распят, к горе Елеонской, откуда Он вознесся; радужный венец со всех сторон обнимал это знамение.
451 год. Собор в Халкедоне. Показались три солнца, и явилось 72 знамения.
562 год. Страшное повсеместное землетрясение. Моровая язва и молния в стране Северной. Горе Антиохии! В св. часовне показалась десница Господа, а в св. Сионе — Богородица с Иисусом на руках.
671 год. Явилась на небе необыкновенная радуга в феврале и марте месяцах и вострепетала всякая плоть; все говорили, что настал конец мира.
733 год. На небе было знамение огненное и лучезарное.
741 год. «Летопись Авраамки»: «При том явися звезда превозъходняа в образ двою луну съвокупльшюся и на многи образы разцеляшеся: тогда трусь быша, и глад и бездожие и усобицы градом и знамения страшная на небеси».
812 год. Видна была комета в виде двух блестящих соединенных, лун, и опять разделившихся на разные виды, и представляла образ человека без головы.
1028 год. Разверзлись небеса с конца в конец, и сатана освободился из оков Крещения Христова.
1031 год. Солнце померкло 13 числа месяца Кагоц, а диавол освободился из оков распятия Христова.
1092 год. Полоцк объят ужасом – Hестор повествует о целом нашествии демонов.
4262 год СМ. В 7-е лето его ИЛИЯ на огненной колеснице вознесся на небеса
370 год. Явились ангельские воинства и пронеслись по небу.

На панораме Иерусалима, датированной 1735 годом, как раз такое Ангельское воинство, выславшее десант, возможно, на ту самую гору Мориа, что после разрушения Иерусалима оказалась как бы «распаханной».



Вот эта огромная панорама целиком.



А вот ее левый нижний угол, и там распинают* Христа.

* подробнее о связях жертвоприношений с проходами комет смотрите приложение "Дева на кресте" (статья несколько ниже).



И здесь уместно показать фрагмент эфиопской храмовой росписи, где то же самое «ангельское войско» изображено менее отвлеченно и более реалистично. Для избежавшей «реформ» эфиопской иконописи изображение десятков именно таких хвостатых звезд в момент распятия Иисуса крайне характерно.



Ну, а ниже - фреска Джотто, изображающая момент снятия с креста несколькими часами позже распятия. Ангелы, кружащие над Иисусом, вместо ног имеют языки пламени, и так их изображают частенько.



Есть в культуре и не столь персонифицированный образ кометы, вошедший в символику всех трех основных религий. Начнем с ислама.

1 комментарий: