понедельник, 28 марта 2011 г.

Золото как улика

Остается спросить себя: ЧТО могло заставить португальского короля с риском для жизни поддержать маркиза Помбаля в его войне с иезуитами? Ответа два.

1. Непосредственно перед ударом португальской короны по иезуитам Землю посетила комета Галлея, проснулись вулканы, а Европа пережила очередной экономический коллапс. То есть, королю попросту понадобились деньги.
2. Второй ответ – золото. Причем, речь идет об огромном количестве золота.

Скажу сразу, хотя золото и считается весьма исследованной темой, данные археологов и разного рода технарей с данными историков не стыкуются повсеместно. Давайте внесем ясность в наиболее спорные места.

СПОРНАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТА

Наиболее яркий парадокс истории золотодобычи – попавшее в летописи золото Альп, которого там нет, и никогда не было по базовым, геологическим причинам. Еще один известный казус – добыча древними римскими горняками испанского золота: горные породы обрушивались и промывались при помощи сложнейших инженерных сооружений, причем количество промытой горной породы оценивается в миллионы (!) тонн, что было повторно достигнуто лишь в XIX веке. То есть, на фоне варварского окружения, технологически превзошедшие даже Египет, Нубию и Эфиопию, а объемом добываемого золота – весь мир, испанские Пиренеи должны были сиять мощью и богатством. Увы, следов этого сияния среди археологических находок нет. Рудники есть – средневековые. Самые обычные.
В Европе вообще было плохо с золотом, - с IX по XIII век золотая монета не чеканилась вообще. А все дело в том, что объем золотодобычи зависит не столько от «жирности» месторождений, сколько от технологии добычи. Что бы ни писали популяризаторы о технологии шлихования на «золотом руне», а золотого запаса для страны бараньей шкурой не намоешь. Нужны драги, нужны помпы, нужны двигатели, нужен пролетариат – только все это вместе взятое и породило «золотую лихорадку» 1828 года в Сибири и 1848 года в Калифорнии. И эру промывки золота в промышленных масштабах открыл в 1814 году (не ранее) уральский горный мастер Брусницын.
А в древности наиболее доступным для человека являлось золото из золотосульфидных тел, образующихся в районах серных источников, - именно поэтому у алхимиков «мать золота – сера», и в Египте таких источников около 400. Из-за длительных естественных химических процессов там появляются три полезных природных продукта: чистая сера, «железные шляпы» из бурых оксидов железа, а под ней - «золотая плитка», в которой из-за миграции мельчайших золотинок концентрация золота в 20-25 раз превышает его содержание в исходной породе. Ни шахту в 200 метров глубиной долбить не надо, ни годами с лотком стоять. Золото амальгамировали ртутью (поэтому «ртуть – отец золота»), а «золотые плитки» сульфидных месторождений долгое время были единственным источником золота.
Затем люди научились добывать золото в шахтах, и тогда были освоены месторождения в Испании и Болгарии. Но это не привело к массовому выпуску золотых монет: золото было и оставалось утехой богатых, а в Европе монета была исключительно серебряной. Уж на что много золота в России (в 1831-1840 годах она дала более трети мировой добычи), а рудой страна не разбогатела. Когда за сентябрь 1747 года на Березовском месторождении добыли и торжественно вручили Елизавете Петровне первые 132 грамма золота, она была счастлива. До настоящего успеха России оставалось еще 84 года.
Да, есть бумаги о том, как Петр I начал добывать первое русское золото из серебра и даже изготовил медали из «домашнего» золота. Но предание стоит недорого (история связанных с деньгами новаций в России мифологична целиком, и происходят эти новации с шагом в 7 лет), а подвиг этот достался Петру Алексеевичу с барского плеча Екатерины Великой. Она вообще любила уступать ему свои достижения и приписывать свои мотивы; ей так было удобнее. Ключевые события так и идут парами: сначала у Петра, а затем - у его смиренной ученицы.

1721 Петр I выпустил медаль из «домашнего» золота – самого первого в России
1770 из «домашнего» золота в России изготовлены первые голландские червонцы

1735 в России началась добыча золота методом извлечения из серебра
1769 Екатерина II издала указ о создании конторы для извлечения золота из серебра

Так же плохо с золотом было в XVIII веке повсюду – несмотря на рудники. Сведений о собственных золотых монетах масса, но большинство их «памятные» или исполняли роль медали. Такова индийская монета массой 2 кг, единственный экземпляр которой был утрачен в 1810 году. Таковы золотые мараведи образца 1250 года, известные только по булле Папы. Золото и не могло быть платежным средством, ибо во всей Европе добывали его порядка 1 (одной) тонны в год. Раздай всем благородным девицам Европы по паре сережек, – и нет этой тонны.
Ответ на вопрос, откуда в коллекциях столько золотых монет, дает «разгул древнерусских новоделов», изготовлявшихся в России на государственных монетных дворах. Там делали все, включая ВСЕ великокняжеские монеты якобы XIV-XV вв.: и «златник Владимира», и «сребреник Ярослава». Массовый выпуск новоделов был прекращен лишь при Николае I в 1847 г. (ГИМ, стр. 307). А, в общем, чеканка старых монет это колоссальный бизнес*, коим промышляли даже монастыри; у Ватикана, к примеру, было 38 (!) монетных дворов.

* чеканка монет исчезнувшего княжества или королевства не нарушала ничьих монетных прав, а потому состава преступления здесь не было.

По сути, история Большого Золота в Европе началась только с Нового Света, и началась она достаточно поздно, уже после катастрофы 1707 года. Вот характерный график со сведениями об открытии новых рудников, и здесь хорошо видны три слоя:
- абсолютно мифологический слой XIII-XIV веков;
- просто мифологический слой середины XVI века;
- и достоверный слой конца XVII – начала XVIII века.



Закономерен вопрос, а почему не счесть сведения о золоте Нового Света середины XVI века достоверными? Да, потому что первая золотая монета в Мексике отчеканена лишь в 1720 году, через 168-177 лет после летописной даты открытия рудников. Вот эти данные по испанской Мексике.

1543 Мексика. Золотое месторождение Вета-Мадре начало разрабатываться
1552 Мексика. Золотое месторождение Пахука начало разрабатываться
РАЗРЫВ СВЕДЕНИЙ О ЗОЛОТОДОБЫЧЕ В 168-177 ЛЕТ
1720 Мексика. Отчеканена первая золотая монета. Кузнечным способом
РАЗРЫВ СВЕДЕНИЙ О ЗОЛОТОДОБЫЧЕ В 40 ЛЕТ
1760 Мексика. Золотой рудник Валенсиана заложен

А ниже – сведения о золоте португальской Бразилии, и они вызывают куда больше доверия – никаких мистических разрывов.
1690 Бразилия. Золото в Минас-Жерайс обнаружено
1696 Бразилия начала чеканить золотую монету
1703 Английский текстиль португальцы оплачивают золотом Бразилии
1710 Бразилия. Золотые шахты в Минас-Жерайс заложены
1719 Бразилия. Золотые шахты в Мату-Гросу заложены
1719 Бразилия. В штате Гояс открыто первое золото
1726 Бразилия. В штате Гояс золото стало активно добываться
1756 Бразилия стала основным поставщиком золота (около 7 тонн в год). Именно поэтому Португалия, владевшая Бразилией, стала ПЕРВОЙ страной, которая официально ввела золотую денежную систему.
Вот типичная золотая монета Нового Света (2 эскудо), датируемая границей XVII-XVIII веков: на ней нет ни данных о монетном дворе, ни даты, ни монаршего профиля. Эти монеты часто называют «корабельными»; разношерстные конкистадоры чеканили их для себя, - чтобы удобнее было делить.



По сути, американское золото пошло в Европу с середины XVIII века. Вот данные о введении золотой монеты в странах Нового Света:

1751 год – Гватемала
1754, 1756 годы – Чили
1778 год – Боливия
1696, 1751, 1761 годы – Перу
1622, 1765 годы – Колумбия
1681, 1720, 1732 – Мексика
1695, 1696 годы – Бразилия

Здесь достоверны только даты XVIII века, например, потому, что золото сульфидных руд Боливии, Чили и Перу могло добываться только при помощи «high tech» того времени – прогонкой дробленой руды через медные, покрытые ртутью обогатительные шлюзы. В основе это старая египетская технология, но вот усовершенствована она могла быть лишь одновременно – и в Чили, и в Боливии, и в Перу. И нижняя дата новшества – 1751 год, и она отнюдь не случайна; за ней стоит еще один передел, один из крупнейших.

ЗОЛОТО БРАЗИЛИИ

Похоже, что в 1747 году до испанской и португальской династий дошло, что совсем не обязательно делиться добываемым в Америке золотом с Папой. И в этом же году король Испании Фердинанд заменил своего духовника-иезуита от Папы на испанца, а его супруга Изабелла Фарнезе, - представительница старинной папской семьи – была выслана из Мадрида. В следующем 1748 году уже король Португалии Жоао объявил, что все индейцы должны быть освобождены, и это был серьезный выпад в сторону подчиненных Папе иезуитов. Золото мыли руками подневольных индейцев, и у королей были основания думать, что понастроивший сотни храмов Рим что-то утаивает.
Всего через два года, в 1750-м, Испания и Португалия ликвидировали иезуитское «королевство» в Парагвае. Это привело к затяжной войне с подконтрольными иезуитам племенами гуарани, Барбара Браганза, новая жена Фердинанда (замена Изабелле Фарнезе) внезапно скончалась, в короля Португалии Жозе спустя шесть дней после гибели сестры стреляли из мушкета, но дело было сделано. Уже в 1756 году Бразилия стала основным поставщиком золота в мире, Португалия завела золотую монетную систему, а Ватикан вдруг перестал строить храмы и начал склоняться к мысли, что содержать иезуитов (переставших мыть золото) как-то накладно.
Последствия этих событий сказываются и теперь. Если бы не решительность министра Португалии Помбаля, Китай и Россия, уже попавшие под влияние иезуитов*, – вне всякого сомнения – были бы католическими. Судя по оставшимся документам, все шло именно к этому. Но иезуитов разгромили, за ними пришла очередь христианской церкви, а в Европе появились новая движущая сила – в лице банковской системы.

* подробнее о деятельности иезуитов после разгрома смотрите Приложение «Иезуиты и масоны» (статья несколько ниже).
Исходный адрес статьи: http://livehistory.ru/zoloto-kak-ulika.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий